Вдовин Андрей Тимофеевич


Родился в 1897 году в деревне Можга Удмуртской волости. Рано женился. До войны родились три девочки – Варя, Катя, Шура. Но через год после последних родов жена умерла.
  В начале войны эшелоны новобранцев направлялись на театр военных действий. Людские ресурсы вычерпывались из всей обширной державы. И прежде всего из деревень.
  Из Перми на фронт отправился 194-й Троицко-Сергиевский полк (в составе 49-й дивизии), который был сформирован в основном из рекрутов Пермской губернии: 2600 человек были призваны из уездов.
  До начала 1915 года русская армия подкрепления почти не получала. Это было связанно с особенностями воинской повинности и мобилизации, да и не думал никто, что так долго война продлится. Думали, что она до начала осени.
  Уже в 1915 году Андрея Тимофеевича забрали на фронт, было ему всего 18 лет (рождение 1897).
  О потерях нашей армии можно судить по словам Брусилова, который еще до наступления на Венгерскую равнину в октябре 1914 года писал, что 49-я бригада, куда входил и пермский полк, представляла собой не войска, а остатки войск.
  Полк был пополнен и продолжил сра­жаться на фронтах первой мировой. Вое­вал в Галиции. А когда Румыния вступила в войну, 104-й полк был переброшен на румынский фронт.
  Так Андрей Тимофеевич в октябре 1917 года, когда в России произошла Революция, оказался в Румынии. Позднее полк был расформирован и Андрей Ти­мофеевич вернулся к себе в деревню.
  Андрей Тимофеевич взялся снова за хозяй­ство и плуг. Но судьба опять сделала зигзаг - его направили учителем в школу.
  Повидавший жизнь, грамотный, любящий труд и детей, он был завидным женихом в де­ревне, осиротевшей за войну без мужчин. Он снова же­нился, один за другим родились сыновья Алеша и Аркадий, дочери Оля и Галя.
  Объединившись в колхоз, люди вы­брали народного учителя Андрея Тимофеевича своим вожаком. И не ошиблись. Трудолюбивый, честный, уважаемый сельчанами, он настойчиво вел людей к достойной жизни.
  Но однажды колхоз не выполнил дополни­тельную продразверстку, так как дополнительное зерно велел раздать на трудодни. Начальство объявило председателя врагом народа, суд дал пять лет лишения свободы, и отправил Андрея Тимофеевича рубить уголь в шахту в Караганду. Вернулся он в 1937 году, когда закончился срок ссылки. «Высокий, с умными светлыми глазами, спо­койный, улыбчивый. Черные точки угля въелись в его большие руки, морщины на лице и шее, вы­зывая уважение» - таким запомнили его внуки.
  Затем переехал в казахстанский город Нукус, что под Аральским морем на берегу реки Амударьи в Каракалпакской АССР.